Арсениева пустынь.

(мини – исследование, - отчет о поисках места, в котором находилась

Арсениево-Одигитриева масляная пустынь)

(автор Валерий Карсаков)

 

Читая один из вариантов жития Арсения Комельского, я обнаружил, что после ухода в 1529 году из Троице-Сергиевой лавры (тогда еще монастыря), где Арсений продолжительное время был игуменом, он не сразу пришел в Комельские леса.  Первоначально «преподобный Арсений … обходить  многия лесы и дебри, и места пустынныя» и пришел на речку Масляну, что примерно в 40 верстах к северо-западу от Вологды. Позже на этом месте возникла Арсениево-Одигитриева масляная пустынь, упраздненная как самостоятельный монастырь  в 1764 году, но  приписанная в дальнейшем к Вологодскому Свято-Духову монастырю. В этом статусе она и просуществовала до  трагического октября 1917 года.

В документах Вологодского Свято Духова монастыря  про пустынь так же говорится еще следующее:  "в надвратной часовне пустыни почивают  священноиноки Арсений и Иннокентий, ученики основателя Арсениево-Одигитриевой пустыни Арсения Комельского".  

А в книге «Православные русские обители», вышедшей в 1910  году, про пустынь сказано следующее: «В обители имеется храм во имя Божией Матери Одигитрии с приделом в честь Николая Чудотворца. В ней находится  местночтимая икона Божией Матери Одигитрии, святителя Николая и преподобного Арсения Комельского. При пустыни имеется приют для паломников». Есть в этой книги и фотография пустыни (фото 1).

Надо сказать, что приход преподобного Арсения именно в это место был не случаен:  в 1525 году на этом месте было явление Иконы Пресвятой Богородицы, о которой видимо и говорится в описании пустыни за 1910 год. Пробыв на этом месте всего год , преподобный, ища уединения, уходит в Комельские леса, где и основывает свой знаменитый монастырь. Причина ухода: многочисленные паломники, приходящие на место явления иконы и нарушавшие уединение святого Арсения.

Фото 1. Фотография пустыни из книги "Православные русские обители"

Из всего вышесказанного для поиска места пустыни набралось  довольно много ориентиров: река Масляна, 40 км к северо-западу от Вологды и старое название места – Арсениева пустынь. 

На карте все нашлось не трудно: и речка, и даже место на ней  Пустынь с указанием  на карте – не жилое. Нынешнее село Пустынь, где находится  пустынь преподобного Нила Сорского,  до революции носило название  Нилова пустынь. Скорее всего, с селом Арсениева пустынь произошло то же самое – имя преподобного просто стерли с карт, а затем и из памяти  нашего поколения.

Уже в путешествии удалось расспросить  старожилов этих мест из  расположенных рядом деревень Семигорье и Мичково.  По их  воспоминаниям сложилась примерная история  пустыни после ее закрытия:  до войны – школа, где учились старшие (с 4 го по 7) классы (младшие учились в трапезной Покровской церкви у деревни Минейка в нескольких верстах от пустыни), в годы войны  детский дом.

Детский дом был предназначен, скорее всего, для малышей - дошколят, поскольку дети персонала ходили учиться в школу на Покров в Минейку. Через несколько лет после закрытия детского дома пустынь распахали тракторами под поля.

По внешним признакам, вроде бы, все сходиться : и место расположения на реке Масляне  и название – Пустынь и то , что даже после войны там  сохранялись  еще крупные здания где мог располагаться целый детский дом.  

Церковь Бориса и Глеба.

Не буду описывать все  трудности и искушения, связанные с походом,  укажу лишь наиболее оптимальный путь для тех, кто захочет  сходить на это место и поклониться памяти и преподобного Арсения и священноиноков Иннокения и Арсения, покоящихся при входе в пустынь.

Начинать движение лучше от церкви Бориса и Глеба (указана на карте) , что стоит на левом берегу Масляны  между деревнями Исаково и Дулово (фото 2). 

От церкви примерно на юго-восток через поле будет небольшая просека . Пройдя по ней метров 50 , находим  русло небольшого ручья. Идя по лесу  вдоль русла около 1.5 – 2 км выходим на  большую поляну – это и есть место бывшей Арсениевой Одигитриевой пустыни.  Обязательно взять компас, поскольку ориентиров, кроме русла ручья, больше никаких нет. 

Фото 2. Церковь Бориса и Глеба.

Из трудностей -  трава выше человеческого роста и само русло ручья, петляющее влево - вправо, через которое все время приходиться перебираться.

Первое, что мы увидели, выйдя на место, были старые березы и ели, росшие в центре большого поля (фото 3). Подойдя ближе увидели, что растут они вдоль не высокого (около метра высотой) вала, который, наверное, состоит из остатков ограды пустыни. Вал идет по кругу диаметром около ста метров. С северной стороны вал имел разрыв шириной около 3-4 метров, не росли здесь и деревья.(фото 4).

Старые березы и ели на месте ограды пустыни. Разрывы в "живой" изгороди с северной стороны вала

Фото 3. Старые березы и ели на месте ограды пустыни.

Фото 4. Разрывы в "живой" изгороди с северной стороны вала.

Возможно, что именно отсюда, с севера,  и был вход в пустынь, а значит здесь и стояла часовенка над мощами священноиноков Арсения  и Иннокентия .

Внутри вала мы нашли многочисленные остатки кладки из красного кирпича. Поскольку в этих местах из кирпича  строили только церкви, можно предположить, что мы нашли остатки церкви, которая видна на дореволюционной фотографии пустыни. За церковью  стояло какое-то жилое строение, поскольку сохранились многочисленные остатки бытовых предметов. Была найдена и железная детская кровать, простоявшая в целости и сохранности невесть сколькое времени посреди леса и оставшаяся, скорее всего, после  бывшего здесь  детского дома (фото 5). За оградой мы нашли большой сруб - колодец размером примерно 2.5 Х 2.5 метра (фото 6). Сруб с двух сторон был перекрыт мощными досками - плахами. Конструкция подобного рода напоминает крестильни - купальни, которые встречаются до сих пор в наших монастырях на святых источниках. Метрах в 15 от колодца  мы нашли остатки двух больших погребов. Вот, в общем то, если судить объективно, и все...

Но, если судить несколько субъективно, с точки зрения верующего православного человека…  Тишина этого места просто завораживала. Тишина на душе и духовная  радость после его посещения. Кто бывал в подобных намоленных местах, меня, наверное поймет.

Железная детская кровать. Сруб - колодец

Фото 5. Железная детская кровать.

Фото 6. Сруб - колодец.

Подводя итог, хочется сказать – пустынь была именно там, все вышесказанное это доказывает. Но… Но ведь бывает и так: человек настраивается на что-то, идет и видит то, что хочет увидеть и находит этому многочисленные доказательства.

Конечным пунктом в доказательстве того, что Арсениева Одигитриева пустынь располагалась именно на этом месте могла бы служить  дореволюционная карта Вологодской области, на которой  это село должно именоваться именно Арсениева пустынь и никак иначе.

 

К СПИСКУ ОТЧЕТОВ И СТАТЕЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ