БОРОВСК

Очерк о поездке в город Боровск и его окрестности в июне 2005 года (рассказ о истории, архитектуре и местоположении города). Автор Юрков Олег.


1   2


Вид на реку Протву и Пафнутьев-Боровский монастырь

Идея съездить в Боровск родилась у меня давно, но, учитывая его отдаленность от Петербурга и мою постоянную занятость, осуществить задуманное получилось только в 2005 году во время длительной командировки в Москву.

Помог мне в этом мой друг и коллега по путешествиям Емельянов Денис, у которого в Боровске долгое время жил и работал отец.

Отправились мы уже не ранним утром пятницы 8 июля 2005 года. Добрались к двум часам дня. Первым делом мы заехали к церкви Дмитрия Солунского (1804 г.), расположенной в селе Рябушки, которое вместе с селом Роща были когда-то «подмонастырными». Их история тесно связана с историей Пафнутьев-Боровского монастыря, который являлся одной из основных целей нашего путешествия.

Вид на реку Протву и Пафнутьев-Боровский монастырь

Церковь Дмитрия Солунского вместе с деревянной застройкой и окружающей природой  создает в этом месте чарующий уголок среднерусского пейзажа.

От стен церкви открывается потрясающий вид на монастырь и речку Протву, на которой и был основан город Боровск.

Немного о городе, его расположении и истории:

Боровск находится в Калужской области в 80 километрах к юго-западу от Москвы и в 106 километрах к северу от Калуги. От Москвы в Боровск на машине можно доехать по трассе М3 или по Боровскому шоссе, а по железной дороге до станции Балабаново, от которой до Боровска 15 километров на автобусе, маршрутном такси или попутной машине.

Пафнутьев-Боровский монастырь

Пафнутьев-Боровский монастырь

Карта

Население города составляет порядка 15 тысяч человек.

Город расположен на берегах реки Протвы на высоких холмах и свое название город получил от соснового бора его окружавшего. Боровск основан в 1358 году. Именно к этому времени относится первое упоминание о нем в духовной грамоте великого князя Ивана Ивановича II Красного.

Но существует источник, по которому можно судить, что город уже существовал в XIII веке. Это рапорт Боровский военной канцелярии за 1775 год, в котором сказано: «Но кем сей город построен и давно ль, сведений не отыскано; а из истории преподобного Пафнутия Боровского чудотворца видно, что г. Боровск был по приходу в Россию татарского царя Батыя».

 И действительно, в житии святого преподобного Пафнутия Боровского читаем: «…23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники…». Вскоре обитель превратилась в знаменитый Пафнутьев-Боровский монастырь, с которым неразрывно связана история города Боровска.

В 1378 году сыном Ивана II великим князем Московским Дмитрием Боровск был отдан в удел своему двоюродному брату, серпуховскому князю Владимиру. С тех пор князь и его потомки стали именоваться серпуховско - боровскими. В 1380 году боровская дружина во главе с князем Владимиром приняла участие в Куликовской битве.

План-схема Боровска

План-схема Боровска из Путеводителя "Боровск 2005".

В 1456 году Серпуховско - Боровское княжество было ликвидировано, а Боровском стали руководить великокняжеские воеводы. Во время правления Василия III город отдается «в кормление» Михаилу Глинскому. Царь же Иван IV Грозный выменял Боровск на город Алексин у своего двоюродного брата Владимира Старицкого, которого потом все равно казнил. Больше город от Москвы не отделялся и даже вошел в опричнину.

В годы Смутного времени  город стал центром борьбы с литовско-польскими интервентами и Лжедмитрием. Еще во время крестьянской войны 1606-1607 годов под предводительством Ивана Болотникова за то, что боровчане приняли сторону восставших, князь Ф.Мстиславский жестоко их наказал,  казнив многих жителей и почти полностью разрушив деревянную Боровскую крепость. В связи с этим, в 1610 году при подходе к городу Лжедмитрия II с войском польского воеводы Яна Сапеги единственным надежным укреплением остался Пафнутьев - Боровский монастырь с мощными стенами и башнями.

В нем укрылись защитники города во главе с Михаилом Волконским. В польском «Дневнике событий, относящихся к Смутному времени» отмечалось, что «…монастырь был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом его была глубокая вода и окопы».

Благодаря этим обстоятельствам взять монастырь с ходу Лжедмитрию не удалось. Десять дней длилась осада в городе и все тщетно. Но, как это обычно бывает,  в рядах защитников нашелся свой иуда, который ночью открыл ворота монастыря и впустил войска Лжедмитрия внутрь. Бой был скорый и жестокий, полегли двенадцать тысяч защитников города во главе с Михаилом Волконским, который до конца бился в Успенском соборе с врагами. Очень ярко этот подвиг показан на картине В. Демидова «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского в Пафнутьевом монастыре в Боровске в 1610 году».

Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского в Пафнутьевом монастыре в Боровске в 1610 году

В. Демидов «Предсмертный подвиг князя Волконского в Пафнутьевом монастыре в Боровске в 1610 году».

Монастырь же был разграблен и разрушен. В честь подвига защитников Боровска в 1777 году учредили герб Боровска, где на серебряном щите изображено червленое сердце с золотым крестом и лавровым венком. Вот описание герба с сайта «Гербы городов Российской Федерации»: "Во время второго самозванца Димитрия град Боровск и Пафнутьев, обретающийся в сем граде монастырь, были сообщиками сего злодея осаждены; защитники же оного были: воеводы князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афанасий Челищев со многими другими, и два последние, изменя отечеству и государю, град и монастырь сему злодею сдали. Князь же Волконский и в такой крайности не перестал защищаться; даже как пронзенный многими ударами в самой церкви Пафнутьего монастыря, у левого клироса живот свой скончал. Напоминания сие достойное сохраниться в памяти происшествие, герб сего города состоит: в серебряном поле, изображающем невинность и чистосердечие, червленое сердце, показующее верность, в середине которого крест, изъявляющий истинное усердие к Божьему закону, и сердце сие окружено зеленым лавровым венцом, показующим нерушимость и твердое пребывание достойной славы сему вождю и другим погибшим за справедливую причину с ним".

Тайницкую башню, ворота которой были предателями-воеводами открыты врагу, называют теперь башней «Измены».

За годы Смуты город потерял две трети населения и навсегда потерял значение оборонного пункта. С этого времени город стал развиваться как торговый центр. К концу XVII века в городе насчитывалось около 300 дворов, в которых проживало более 1000 человек. Основными производствами стали кирпичное, кожевенное, пивоваренное, маслобойное, салотопное, свечное, а также развивалось серебряное дело и иконопись.

Во второй половине XVII века Боровск стал центром событий церковного раскола. Сюда были сосланы видный деятель старообрядчества протопоп Аввакум, который дважды содержался в Пафнутьев - Боровском монастыре. Игумену монастыря была дана вот такая инструкция: «Вы б его, Аввакума, приняли и велели посадить в тюрьму, и приказали беречь накрепко с великим опасением, что б он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собой не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть».  Аввакум содержался в «каменном мешке» подклети колокольни.

Из последователей Аввакума особой славой пользовались священник Полиект с инокиней Иустиной, которые были сожжены на площади Боровска вместе с 14 старообрядцами, и, конечно же, сестры Соковнины – в замужестве Ф.П. Морозова и Е.П. Урусова, которые были посажены сначала в Боровский острог, а затем брошены в земляную яму, где и скончались в 1675 году. Широко известна картина В.И Сурикова "Боярыня Морозова" (1884-1887), на которой изображен эпизод, когда сподвижницу "огнепального" протопопа Аввакума, раскольницу Федосью Прокопьевну Морозову, провозят по Москве "на позорище", перед тем, как обречь на медленную смерть в заточении в Боровске.

В.И Суриков "Боярыня Морозова"

«Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие - символ "старой веры". Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Происходило это 17 или 18 ноября 1671 года. Справа, сопровождаемая стрельцом, за санями идет ее сестра - княгиня Евдокия Урусова, молитвенно сжав руки перед ней, как перед иконой. Улица запружена народом. Клин саней раскалывает, рассекает сбитую, спрессованную толпу. Вносит в нее волнение, и она колышется волнами в ритме движения саней».

В.И Суриков "Боярыня Морозова"

С той поры о Боровске заговорили, как о «старообрядческом» городе, перед 1917 годом старообрядцы составляли 70 % населения города. И еще, к тому же, боровские старообрядцы считались в России самыми «злыми».

Дальнейшая история города была более «спокойная» и связана в основном с торговлей. К началу XIX века Боровск значительно изменился и разбогател, став промышленным, торговым центром и вторым городом в губернии после Калуги по числу жителей. В городе насчитывалось 10 каменных и 731 деревянный дом, 113 торговых лавок, 50 хлебных амбаров, 5 парусных фабрик, 4 кожевенных и 5 солодовенных заводов. Здесь в основном торговали пенькой, хлебом, конопляным маслом, холстом, яблоками, луком и чесноком.

Все изменила война 1812 года, когда город стал прифронтовым, а потом и фронтовым. В результате боев, наступления, а потом и бегства наполеоновской армии, город был разграблен и сожжен. И после этого уже не смог достичь былого богатства и уровня развития. Не поспособствовал этому и пожар 1857 года, во время которого сгорели 150 домов, до 200 лавок и 3 церкви.

Заканчивая экскурс в прошлое, надо обязательно сказать, что с Боровском тесно связано имя К.Э.Циолковского, который жил и преподавал здесь в 1880-1892 годах. Именно в Боровске им были написаны первые научные труды.

План-схема Пафнутьев-Боровского монастыря

Итак, следующим пунктом нашего небольшого путешествия стал Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев-Боровский монастырь, основанный в 1444 Пафнутием (1397-1477) с учениками в непроходимых боровских лесах. Сначала была срублена небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы, на месте которой вскоре был построен белокаменный храм, роспись которого производили живописцы инок Митрофаний с Дионисием – впоследствии величайшим русским изографом.

Основные строения монастыря - это собор Рождества Пресвятой Богородицы, трапезная с храмом Рождества Христова и колокольня, Архимандричьи (Настоятельские) палаты с церковью Святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, больничные палаты с церковью Ильи Пророка, братские кельи и Погребной корпус.

Все постройки окружены крепостными стенами с башнями. Не напрасно на протяжении своей истории монастырь использовался защитниками города и всего русского государства как мощная, почти неприступная крепость.

 

Бойница в стене монастыря

План-схема монастыря из Путеводителя "Боровск 2005".

Бойница в стене монастыря


К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

 

1   2

Следующая страница  

К ОТЧЕТАМ И СТАТЬЯМ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ