Краткий отчет о поездке в Кенозерский национальный парк в августе 2002 года.

(автор Василий Шелемин - Eeyore)

 


Состав:

Юрковы - Олег (Olegu99), Светлана и Алексей - тестева 2106,

Карсаковы - Валерий, Елена и Яна - 2109 

Шелемины - Василий (Eeyore), Светлана, Саша и Слава - VW Jetta.

Цели:

Дикая природа, деревянные строения, баня, водка, гармонь и лосось

Если исключить лосося (нельзя там его ловить), всё состоялось.

Дороги:

(с точки зрения водителя VW Jetta с полной выкладкой 

Подпорожье - Вытегра. По сравнению с прошлой осенью асфальта прибавилось. Благодаря сухой погоде участок с гатью через болота совсем не страшен. Приемлемо, хотя местами гребенка;

Вытегра - Октябрьский. Отвратительно. Глубокие ямы перемежаются гребёнкой, в деревнях - вообще кошмарцы. Зато далее до Пудожа - отличный асфальт;

Пудож - Каргополь. Всё ещё делают (несмотря на то, что раз шесть уже сдали). Там, где стройка - проезд весьма затруднителен из-за глубоких песчаных колей и просто вываленных на дорогу куч песка, много крупного гравия. Где сделали - очень хорошо. Асфальт кончается на границе Архангельской области, далее - сносный грейдер, местами укатанный до качества асфальта;

Каргополь - Плесецк. Там, где нет асфальта - грейдер, по которому давно не ходил грейдер  - гребёнка, камни на дороге, ямки;

Кенозерье. Там, где дороги проезжие - это очень жесткий грейдер (много крупного гравия), но в основном - пешком  . По пути есть паром через р. Онега - ходит по мере комплектования групп, заезд/съезд затруднений не вызвал;

Долматово - Сямжа (М8) сильно разбита, но это пустяк по сравнению с Дыми - Хвалово (А114), там и каргопольский грейдер воспринимался как подарок;

Остальные участки М18, М8, Р2 и пр. - обычного средненького качества. В общем, домой вернулся фактически без амортизаторов .

Бензин:

Вытегра, Пудож, Каргополь - любой от 76 до 92.

Размещение:

На открытой оборудованной стоянке у Хижгоры в палатках, на "кордоне Кузьмича" в гостевой избушке севернее Филипповского, в гостевом доме в дер. Горбачиха. Цены очень умеренные - избушка и дом около 500 рэ в сутки (на всех), въезд и стоянка с палаткой примерно так же, баня - отдельно - 260 рэ за одну топку, катание по озеру на катере - около 700 рэ в час на компанию (цены не абсолютно точные, т.к. квитки у Олега  .

Население:

Дружелюбно, но пьёт ещё пуще туристов . Но мы-то отдыхаем, а они на работе... Вот и вышло, что при переезде через Кенозеро на т/х "Заря" из Вершинина в Горбачиху "капитан, обветренный как скалы", еле держась за штурвал, раздолбал, причаливая, катер егеря, а потом, уйдя с егерем разбираться (и прихватив для убедительности помощника), оставил движок работающим - в результате корабль ушёл в плавание без команды... В общем, всё обошлось, но Кенозерский парк чуть не лишился разом половины своего флота. На авто спокойнее, однако почти нигде не проедешь  .

Грибы-ягоды:

На столе всегда были, для промышленных заготовок лето суховато. Да и цели были иными.

Рыба:

ну не рыбак я...

Насекомые:

Благодаря сухому лету и августу, было вполне терпимо. В июне же, а тем паче в сырое лето, по слухам, почти невыносимо.

Что было осмотрено:

По пути туда - церковь в Лодейном Поле (новодел, средне), Винницкий погост (пусто), церкви в Шустручье (пусто), Палтогский погост (первое достойное впечатление), Вытегра мельком (средненько), Андомский погост (средненько, больше запомнилась отвратная дорога), Саминский погост (любопытно, но развалено), церковь в Пудоже (типа "сделай сам"). Обо всём этом - в Рейтингах;

Кенозерье и вокруг - подробно:

День первый. Приезд в Масельгу, оформление, разбивка лагеря, шашлык, посиделки, сон.

День второй. Пеший поход (15 км в один конец) на Порженский погост. Дорога через густой лес, полный грибов, по затопленным колеям (несмотря на засушливое лето), а под конец - и вовсе по гатям. По пути встретилась деревня Думино, а при ней - одна из многочисленных Святых рощ, очень величественная. Народу почти никого за весь день (впрочем, вездесущие блюющие пионэры попадались в самых неожиданных местах на протяжении всей поездки). Сам погост замечательно описан на МАЛЫЕ ГОРОДА  Добавлю, что можно зайти внутрь и убедиться, что жизнь вокруг всё-таки идёт: есть икона, кое-какая церковная утварь и обетные предметы - как правило, полотенца и посуда. Примерно то же - и в других виденных мною часовнях и церквях (кстати, во всём Кенозерье - лишь 4 церкви, остальное - часовни, причем достаточно новые, не старше XIX в.. В отличие от церкви, обветшавшую часовню не подновляли, а разбирали и строили новую). Перекусив у стен погоста, осмотрели предполагаемую переправу через озеро (был слух о сохранившемся мосте - нет, остались лишь опоры) и отправились обратно. Посиделки, сон.

День третий. С утра - подъем на Хижгору, осмотр церкви Александра Свирского (неплоха, и место дивное), затем - кладбище под горой (плакида). После завтрака - свертывание лагеря и выезд на Каргополь. По пути - Лядинский погост, две церкви (одну из них усиленно реставрируют, собираются открыть приход - уже и батюшка есть) и колокольня. Этот ансамбль почти наравне с Кижами присутствует на обложках книг о северном деревянном зодчестве - и по праву, тем более, что всё в нём на своём месте. Следующая точка - Красная Ляга (несколько в стороне от трассы) - самая красивая церковь Каргополья! Стоит посреди поля (от деревни не осталось и следа), несёт на себе кучу архитектурных выкрутасов и покоряет именно выдумкой строителей (в отличие от многих других, где восторг, скорее, от гармонии строения и окружающей природы). Название её - Сретено-Михайловская. Неподалёку - камень, на котором, по преданию, отпечаталась ступня Александра Ошевенского - основателя нескольких монастырей. Нечто подобное отпечатку и в самом деле есть - если знаешь, что он там должен быть  . Далее - Каргополь. К сожалению, знаменитая колокольня (61 м) вся в лесах (год назад в неё ударила молния, был пожар - хорошо ещё, что не бросили, а ремонтируют). Но и без того, город очень насыщен объектами для осмотра. В Христорождественском соборе - музей икон и церковной утвари, рядом, в Введенской церкви - выставки и магазин сувениров, карт и пр. (знаменитая каргопольская глиняная игрушка - на любителя), на той же площади - бездействующая, но ухоженная церковь Иоанна Предтечи. Другой комплекс находится в полукилометре отсюда: большая, вся в лесах Благовещенская церковь, замечательная действующая церковь Рождества Богородицы, а между ними - маленькая Никольская. Почти на таком же расстоянии от собора, но в противоположном направлении - большая, красивая но не слишком ухоженная Воскресенская церковь с трещинами в стенах от земли до крыши. В городе есть и ещё несколько более новых довольно типовых храмов, которым мы не уделили внимания из-за нехватки времени - впереди было ещё много всего... За расширенным описанием Каргополя советую обратиться на сайт МАЛЫЕ ГОРОДА  Заехав в село Саунино и осмотрев образцово-показательную деревянную церковь Иоанна Златоуста (хороша, но простовата; обратите внимание на декоративные барабаны!), поехали по дороге на Плесецк. В селе Архангело пять минут поглядели на две весьма маловысокохудожественные церкви, а затем - на целую деревеньку потрясающих домов с оригинальными резными украшениями. Короткий отдых в ожидании парома - и вот мы почти у цели. Последняя остановка - у села Измайлово, где был сфотографирован ядрёный бревенчатый мост, по которому до сих пор не страшно ездить. В селе (через реку) виднелись останки двух разрушенных каменных церквей, они нас не заинтересовали. Затем прямым ходом проследовали за деревню Филипповская, где, в двух км от неё, и нашли стоянку на кордоне. Посиделки, сон.

День четвертый. С утра зарядил дождь . Осмотрели деревню (а в ней - церковь и аж две часовни), набрали грибов и устроили себе оттяжный выходной вечер - баня, песни и всё, что полагается   . А к ночи и дождь кончился.

День пятый. Уехали в Вершинино кататься по озеру (как это происходило, описано выше). Высадились в Горбачихе, осмотрели часовню и пошли через другую часовню, что на дороге в Порженское, на Ведягино. Немного поплутав, вышли к деревне и облазили всё, благо, деревня была почти пуста (занято два дома). Дети валялись на сеновалах, взрослые интересовались устройством амбаров - в общем, этнографический музей живьём. Часовня очень украшает эту деревню, но церковь весьма странного вида, судя по всему, конца XIX века с характерными признаками барака. Зато с колокольни - самый, пожалуй, красивый вид - много воды, зеленые возвышенности и деревеньки, деревеньки... Вернувшись в Горбачиху, попытались узнать у местных дорогу на Тырышкино. Народ с сомнением отнёсся к нашей затее, уверяя нас, что мы не дойдем, заблудимся и т.п. - короче, стало ясно, что этой дорогой не пользуются. Кончилось всё тем, что нам предложили воспользоваться лодкой, и в два рейса мы переправились через заливчик - собственно, Тырышкино по воде было в двух сотнях метров от нас... Там - опять же две часовни (в том числе - самая маленькая в Кенозерье под названием  "Крёст") и несколько очень выразительных домов. А уж виды... Пытались омрачить наш путь отвязанные недобрые собаки с мерзкими харями и голосами (в деревне несколько домов обитаемы), но, честно отлаяв, никого не тронули. Вернулись в Горбачиху, отдали лодку и благодарность за неё (хозяйка долго отказывалась от благодарности, взяла продуктами) и там же заночевали в гостевой избе парка.

День шестой. С утра собрали вещи, дождались баржи и поплыли в Вершинино с заходом на остров Медвежий. Кенозеро между островами абсолютно напоминало знакомую мне до камушка Вуоксу, только как раз камней было поменьше, а песка побольше. В Вершинино забрались на вершину (а как же!) с часовней, сфотографировались напоследок и покатили прочь. Из Каргополя Юрковы и Карсаковы поехали прямиком в Питер (и правильно сделали, как выяснилось потом - ибо на 2106 стуканул движок, и от Лодейного Поля пришлось ехать "на усах" ), а я с семьёй рванули на Няндому - у меня до конца отпуска оставалась пара дней. Убедившись, что ни в Няндоме, ни в Вельске нет ничего интересного, кроме бензина, мы уверенно въехали в Вологодскую область, где и провели некоторое время. Но это - совсем другая история (с), поскольку не имеет непосредственного отношения к предмету поездки, результаты - в РЕЙТИНГАХ У ЛУКИ . Отмечу лишь несколько полезных и, возможно, упрощающих моментов:

1. На обратном пути ночевал в двух прежде необжитых мною гостиницах: в селе Сямжа (между Вельском и Кадниковом) - барак, минимальные удобства в конце коридора, машина под окнами без охраны, 380 рэ за четверых; и под Вологдой - частная гостиница "Трактир на Питерской" - дер. Рубцово (сразу за постом ГАИ при въезде в Вологду с А114 - направо 300 м). Все удобства, очень душевно и комфортно, 600 рэ двухкоечный нумер. Их телефон - (8172) 797115. Приятно, что и там, и там вписались без паспортов - вчетвером по одному водительскому (кстати, то же было недавно в Пскове в "Октябрьской"). С одной стороны, это хорошо, а с другой - уже совсем отвык с собой паспорт возить, где-нибудь нарвусь ;

2. Не ищите пятиглавую деревянную церковь в с. Дмитриевское под Череповцом! Она обычно подается как аналог Нелазской, но найти что-то общее может только очень продвинутый спец. Во-первых, она чуть дальше, в селе Гоша, во-вторых, главок нет вовсе, всё загублено, выглядит как сарай, хотя и очень большой. Думаю, что ею уже заниматься не будут.

Общее впечатление от поездки: потрясающе!!!

ФОТОГРАФИИ ИЗ ПОЕЗДКИ

 

К СПИСКУ ОТЧЕТОВ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ