Хроника летнего путешествия 1999 года.

 

(написано спустя 16 месяцев после описываемого)

(автор Александр Торопов)

 


1   2


Время путешествия 15.08.99-30.08.99

Состав участников: два автомобиля ВАЗ 21083 и 21093, молодое семейство с ребенком двух лет, молодой человек (я), три девушки и кот Лютик.

 

Погожим августовским вечером участники поездки собрались в одном из садоводств Ленинградской области морально готовые совершить небольшое путешествие по республике Карелия, не ставя себе каких бы то ни было целей. Поскольку среди нас имелись люди с высшим гуманитарным образованием не чуждые прекрасному, то предпочтительным являлось не просидеть в лесу весь отпуск, а осмотреть некоторые шедевры древнего зодчества. Первоначально планировалось завершить мероприятие за 10 дней.

Воскресенье 15 августа выдалось солнечным, по сложившейся традиции подъем не был ранним и первые признаки шевеления начались после 9 часов. По причине того, что путешествия подобного рода некоторым участникам были не в новинку, сборы были проведены грамотно и в довольно сжатые сроки. Исходя из того, что времени отпущенного на отдых было не много, наш скарб не был так уж велик. Имелись две палатки, резиновая лодка Fish Hunter HF-360, спальники, пенки и прочая туристская утварь, а также запас продуктов ориентировочно на весь период. Машины были оснащены средствами связи в виде УКВ радиостанций Dragon (автомобильной и носимой). Хочу отметить особую полезность указанных предметов при наличии более одного транспортного средства. Рации позволяют оперативно решать многие вопросы по ходу движения, а также при поиске мест для перерывов и  ночлегов.

Решение принято. Едем на север

Машины весело бежали по Мурманскому шоссе к первому пункту нашего путешествия, деревне в Олонецкой губернии (350 км от СПб.), где имелся домик, в который можно приехать, пособирать ягод, грибов, подышать свежим воздухом и отдохнуть от гонки под названием жизнь. Там планировалось отметить день рождения одного из участников, отца молодого семейства и выработать стратегический план. Непередаваемо чувство, когда погожим летним днем машина весело бежит по дороге навстречу ветру, рядом с тобой хорошие друзья, голова свободна от повседневных мыслей, на душе легко от осознания свободы, оторванности от суеты жизни и предвкушения отдыха, когда все тело и душа находятся в особом состоянии под названием отпуск.

Решение принято. Едем на север.

Через шесть часов пути с остановкой на обед в Паше и загрузкой картошкой, морковкой и капустой мы прибыли в Карелию. Как приятно после долгого пути найти пристанище за накрытым столом под березкой, когда понимаешь, что настало оно, то состояние, ради которого мы и работаем 11 месяцев в году. В результате застолья и диспутов решение касательно наших дальнейших планов так и не было принято. Решили ехать "куда глаза глядят", но вперед, т.е. на север.

17 августа проснувшись, обнаружили ухудшение погоды, накрапывал дождик и было принято решение выдвигаться. Как ни странно, но при перемещении в пространстве можно в течение небольшого времени уехать из области плохой погоды и снова встретить ласковое солнце, чем несказанно улучшить себе и своим компаньонам настроение. На протяжении дороги до Петрозаводска шел дождь, так что некоторые стали подкидывать идеи смены направления на южное. Их даже не смущало отсутствие паспортов на случай пересечения границы (с Украиной). Но мы настояли на своем. Проезжая н.п. Чупа и далее ст. Шуйская вспомнили, что здесь находится одна из резиденции президента России Б.Н. Ельцина. Позавидовали вкусу президента, хотели заехать в гости, посмеялись и заехали в магазин купить что-нибудь. "Чем-нибудь" оказалась бутылка водки Прохладненского завода (название водки память не сохранила), но бутылка была красивая. Мой экипаж (4 человека) нашел на карте этот город, затем развлекался тем, что обнаружив рядом город, имеющий название сходное с фамилией одного из участников, стали искать города-побратимы каждому члену экипажа. Нашли почти всем. Настроение как-то незаметно поползло вверх. Шутки, смех... Не заметили, как небо очистилось и выглянуло солнце. Жизнь хороша.

Вскоре показались трубы Кондопожского ЦБК. День приближался к вечеру, и пора было подумать об отдыхе. И все же мы решили заехать в город. На центральной улице мы зашли в магазин с целью ознакомления с ассортиментом продукции. Продукция пивзавода Балтика отсутствовала начисто, вследствие чего было куплено неизвестное Ярпиво. Солнце клонилось к закату и было принято решение искать место для стоянки дальше по шоссе. Обследовав озеро Сандал в районе губы Сопоха, признали его непригодным для ночевки. Проехав далее до Сундозера, решили все же встать на якорь. Место было недалеко от садоводства, но, не смотря на это малопосещаемое. Запомнились камыши (тростник) и огни на противоположном берегу. Поставив лагерь и сварив ужин, решили отметить начало вольной жизни под голубым небом. Была откупорена "прохладненькая" (так назвали водку), пошел неспешный разговор, тосты.

Хотелось бы отметить особую легкость пития на природе вообще и в Карелии в частности, притом, что многие участники нашего маленького коллектива более чем прохладно относятся к напиткам и к крепким в особенности. В компании близких по духу людей, на природе, когда голова не отягощена мыслями, тело расслаблено, под шум волн, вдыхая ароматы дикой природы, напитки крепостью 40 градусов употребляются с особой, неведомой в городе легкостью, причем все сохраняют ясность ума и приобретают ту теплоту и неформальность отношений, которая свойственна, как мне кажется, только русским людям. А на утро все бодрые и веселые вылезают из своих палаток.

Наступило утро 18 августа и дорога опять побежала серой лентой под колесами наших железных коней. На подъезде к Медвежьегорску дорога очень живописно пролегает между скал, которые на десятки метров возвышаются над ней по обе стороны. Шоссе то поднимается на возвышенность, то опускается в низину, являя взору бескрайние болота и чахлую растительность. Медвежьегорск с первых минут пленяет своими зелеными шапками гор и сверкающей гладью Онеги, которая распласталась у их подножья. Городок достаточно провинциален, не перенасыщен промышленностью и оставляет приятное впечатление в памяти путешественника.

 Память уже не сохранила, когда было принято то историческое решение, но мы поехали по указателю "Великая губа" вглубь Заонежья. Надо сказать, что в ту поездку у нас даже не было атласа Республика Карелия, а лишь атлас Автодороги России ужасно крупного масштаба, по которому мы, тем не менее, сносно ориентировались. Место для обеда была выбрано шикарное, сразу за Лавасгубой, где шоссе проходит по самому берегу Онеги (Большая губа Повенецкого залива). Белый песок, сосны, небольшая бухточка и бескрайние просторы Онеги. Как приятно сесть на большой валун на берегу, смотреть в синюю даль и слушать шум волн.

Радуга за Лавасгубой. Заонежъе.

Как бы ни было хорошо, но нужно двигаться дальше.

Радуга за Лавасгубой. Заонежъе.

Уже по моему тогда у нас в голове была идея продвинуться вглубь Заонежья и посетить некоторые места, упомянутые в книге, которая у нас была с собой.

Дорога весело бежала под колесами машин, но и солнце тоже не спешило задержаться на небосводе. Вскоре асфальт кончился и за машиной потянулось густое белое облако пыли. Въехали в Космозеро. В деревне находится памятник деревянного зодчества, церковь, стоящая на берегу озера, временную принадлежность которой я определить затрудняюсь. По литературным источникам там была церковь преподобного Александра Свирского, но существует ли она сейчас, не знаю. Вообще-то говоря, машина в некоторых случаях является своеобразным якорем, не позволяющим отойти от трассы и осмотреть отдаленные места, да и литературы по памятникам старины не много, а та, которая есть, очень устарела.

Итак, привал на Космозере. Восточный берег достаточно высокий и представляет собой покосы местных крестьян. Надо сказать, что из-за недостатка площадей здесь очень трепетно относятся к своей земле, на всех полянах собранные камни укладываются в кучи, которые возвышаются то там, то здесь. Надо сказать, что не смотря на наличие у нас резиновой лодки и ее добросовестный спуск на каждом озере, установку сети (да простит нас рыбнадзор) мы так и остались без рыбы, поймав за все время путешествия 3 рыбины. Это объясняется тем, что среди нас не было настоящих рыбаков, а те, кто когда-нибудь и ловил рыбу, забыл все навыки.

По утру двинулись дальше. План был таков: доехать до н.п. Боярщина, который находится напротив Кижей и далее на лодке пересечь пролив (1.5 км по воде) и проникнуть на заветный остров Кижи. В Великой губе поворот направо и... хороший грейдер заканчивается, начинается лесная лесовозная дорога. Песчаный грунт с попадающимися то там то здесь камнями, которые то и дело норовят стукнуть по кузову, подвеске, глушителю. Едем, едем... вдруг на столбе табличка: "ПРОЕЗД ЗАПРЕЩЕН! ИДЕТ ВАЛКА ЛЕСА!". Слезай, приехали! Спросили у рабочих как проехать на Боярщину. Говорят, вы пропустили поворот налево. Вернулись обратно. Нашли тот поворот. Судя по состоянию дороги и ее виду было понятно, что по ней не ездили как минимум с самой весны... но мы поехали. Сначала преодолели хлипкий мостик, затем гать из бревен, которые прыгают под колесами и стучат по днищу. Затем дорога превратилась в засохшую колею от автомобиля типа КрАЗ, езда по которой не представлялась возможной. Надо отметить, что то лето было засушливым, что и помогло нам в преодолении некоторых препятствий. Мы решили устроить привал с обедом и решить, ехать нам вперед или нет. Была предпринята пешая разведка дороги силами мужской части экспедиции. Пройдя километра полтора, мы укрепились в своей уверенности в том, что без лопаты здесь не проехать. Попутно на дороге были обнаружены следы медведя, который переходил дорогу и оставил отпечатки лап в луже. Вернувшись, мы обнаружили в импровизированном лагере готовый обед из тушеных овощей с тушенкой. На вопрос, а где вы взяли воду для овощей, нам было указано на пустую бутылку из-под пива. Смекалка, понимаешь. По ходу обеда-совещания всплывала идея оставить машины в лесу и двинуться через лес к воде, но она было отброшена в связи с тем, что у нас не было рюкзаков для переноски палаток, лодки, продуктов, да еще и маленький ребенок. Машины оставлять в глухом лесу тоже не очень-то хотелось. Женщины, конечно, были за дальнейшее продвижение, обещая толкать и копать, но мысль об отвалившемся рычаге подвески или вывихнутом колесе в лесной глухомани заставила принять здравое решение.

Время клонилось к вечеру и мысли о сытном ужине и уютном спальнике начали воздействовать на сознание утомленных путников. Было принято решение посетить Узкую Салму, которая лежала в нескольких километрах от места нашего нахождения. Без проблем добравшись до указанного пункта на восточном берегу залива Большое Онего, мы обнаружили заброшенную деревню, расположенную на солнечном лугу. В нескольких местах стояли стога скошенного сена и у нас была полная уверенность в том, что здесь еще живут люди, но обойдя все дома, мы поняли, что жителей здесь нет. На берегу устроен причал в виде старого деревянного баркаса, который даже обозначен на карте как пристань. Это место закрыто от волн и ветра Липовским островом, благодаря чему создается приятная атмосфера для обитания. Вечером приплыли два рыбака на моторке из Петрозаводска, пришли познакомиться. Были очень удивлены узнав, что мы из Питера. Такое впечатление, как будто мы им сказали, что мы с Марса. Они пришли сюда на весь отпуск на промысел рыбы. Жить будут в сарайчике неподалеку. Спросили разрешения поставить лодку у нашего лагеря, а то в прошлом году пока они ночью на шум добежали до лодки мотор уже того...

Всю ночь из-за острова был слышен шум большого Онего. С утра в нашей бухте встала на якорь яхта. От нее отчалила лодка и на берег вышла супружеская пара.  Они были чрезвычайно удивлены, увидев две легковые машины. Сколько сюда плаваем, говорят, первый раз видим людей на машине. ВЫ, НАВЕРНОЕ, МОСТЫ СТРОИЛИ??? Да нет, сказали мы, мы так проехали. Они очень удивились и пошли собирать ягоды (в лесу росла брусника). Мы тоже решили предаться отдыху и разбрелись по солнечным полянкам. Вскоре на воде показался шлюп (ял) с кучей народу на борту. На землю сошел отряд детей под предводительством взрослого, который напомнил пионерские отряды времен недалекого прошлого. Все до единого произнеся "здрасти", отряд прошел в глубь леса. Вдоволь нагулявшись, мы решили двинуться далее. Было очень жалко покидать такое чудесное место.

Наш обратный путь пролегал через поселок Великая Губа, откуда, кстати, ходят Ракеты на о. Кижи за смешную плату. Мы решили, коль не добрались до Боярщины, попробуем рвануть по воде из более доступного места. Таким местом виделось побережье между Сибово и Усть-Яндома. Обнаружив в деревне Сибово два жилых дома, пошли "взять языка". Местная крестьянка на вопрос: "как тут проплыть до Кижей", показала на пальцах маршрут, сказав при этом, что плыть примерно 5.5 км. Некоторых это не очень пугало и они уже видели себя погруженными на лодку  (4-х местную, которая брала нас всех на борт одновременно), правда, не видя открытого моря. Перед ужином мы поехали побросать спиннинг и решили обогнуть один из островков, чтобы посмотреть в морскую даль в надежде увидеть манящие купола церквей, но как только мы вышли из-за прикрытия острова, мы ощутили всю мощь открытого простора озера. Несмотря на то, что ветер не был очень сильным, лодку вздымало на волнах так, что пришлось быстро спрятаться обратно. В Сибово на берегу стоят два типично северных большущих дома постройки где-то середины прошлого века, которые своей солидностью и гармонией с окружающим миром придают всей картине ту степенность и завершенность, которая свойственна северным деревням. Вечером по традиции был поднят тост за успех нашего безуспешного дела.


 

1   2

Следующая страница

К СПИСКУ ОТЧЕТОВ И СТАТЕЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ